Изготовить полиграфическую продукцию быстро, качественно и дешево – мечта любого заказчика. Размещая заказ, можно довериться типографии, а можно и самому изучить составляющие стоимости. Это поможет не только сэкономить, но и упростит разговор с подрядчиком.
Существенная доля в общей стоимости тиража приходится на бумагу. В смете она может занять от 20% до 40%. Так что к выбору материала стоит подойти взвешенно, учитывая все за и против, как дешевых, так и дорогих носителей. В хорошей типографии вам обязательно расскажут о разнице. В плохой – попробуют продать самый дорогой вариант, поэтому давайте разбираться самостоятельно.
Тип бумаги
Итак, в полиграфии чаще всего встречаются два типа бумаги – бумага с покрытием (мелованная – глянцевая и матовая) и бумага без покрытия (немелованная, офсетная, книжная, газетная).
На верхний слой бумаги с покрытием наносится специальный полимер или химическая смесь, чтобы придать определенные свойства – гладкость, глянец, дополнительную плотность, снизить способность абсорбировать краску. Достаточно часто в бумажном производстве задействуется карбонат кальция (составляющая часть мела), отчего в русском языке такая бумага и получила название мелованной.
Отличие мелованной бумаги: более гладкая поверхность. Отличие немелованной бумаги – более пористая поверхность, лучшая впитываемость чернил.
Как правило, мелованная бумага отличается высокой степенью глянца – простыми словами, красиво блестит и очень гладкая. Однако покрытие может быть и матовым.
В любом случае, бумага с покрытием, как правило, дороже. Но вот всегда ли стоит за нее переплачивать? Многое зависит непосредственно от вида продукции, которую необходимо изготовить.
У бумаги без покрытия есть свои преимущества: она дешевле, на ней легче делать заметки (чернила от ручки не будут растекаться), а отпечатанный текст значительно легче читать. Именно поэтому такая бумага предпочтительные в изделиях, где большой объем текста (книги, брошюры, буклеты, блокноты, блоки для записей). Стоит учесть, что бумага без покрытия бывает и цветной. Задействовать такую бумагу в комплексе с черно-белой печатью – отличный способ получить яркий тираж за минимальные деньги.
Отдельно стоит выделить так называемую «пухлую» бумагу – бумагу без покрытия с повышенной пористостью поверхности. Она часто используется в книжном производстве, поскольку непрозрачная и устойчивая к истиранию. Кроме того, пухлая бумага отличается «теплым» белым оттенком, который не утомляет глаза при чтении.
Матовая мелованная бумага также не блестит, при этом она обладает приятной гладкой текстурой. Стоит больше немелованной, но дешевле глянцевой. На ней отлично смотрятся, как текст, так и фотографии, поэтому ее можно выбирать для печати каталогов, корпоративных газет, прайс-листов и прочей продукции, где комбинируются и текст, и иллюстрации.
Глянцевая мелованная бумага – отличный выбор для фотопечати, но за счет отражения света она плохо подходит для чтения больших объемов текста. Делать заметки также нельзя – чернила растекутся. Впрочем, эта бумага довольно капризно ведет себя и при печати, поскольку краска не впитывается – поэтому помимо высокой стоимости самой бумаги, придется переплатить и за услуги типографии. Такую бумагу есть смысл использовать для изготовления портфолио, премиальных каталогов и буклетов, открыток. Для «однодневной» продукции вроде флаеров можно выбирать и более дешевые варианты.
Сорт бумаги
Еще один важный показатель, который «зашит» в стоимость бумаги, – ее сорт, зависящий от оптической яркости, степени белизны и прозрачности.
Яркость бумаги – это ее способность отражать свет. Она выражается в процентах (от 1 до 100), но чаще всего встречается бумага с 84-96%. Чем выше яркость, тем больше света отражается. Как результат – более яркие изображения и контраст между текстом и иллюстрациями.
Степень белизны – это оттенок листа бумаги. Он может быть как холодным, так и теплым. Холодные оттенки используются чаще, поскольку визуально они выглядят «белее». В любом случае, более яркая и более белая бумага стоит дороже -- но требуется только для продукции премиум-сегмента.
Прозрачность бумаги – способность отражать текст и иллюстрации с обратной стороны оттиска. Если ваше изделие двухстороннее, то стоит побеспокоиться о том, чтобы бумага была достаточно непрозрачной (разумеется, это дороже), иначе наложение изображений будет раздражать респондента.
Плотность
По сути, плотность бумаги -- это показатель ее веса. Когда полиграфисты говорят о бумаге, плотностью 80 г/м2 (привычная всем офисная бумага), то подразумевается, что квадратный метр будет весить 80 г. Чаще всего плотность ассоциируется с толщиной листа, однако это не совсем правильно. Поскольку лист бумаги с покрытием весит больше, при одинаковом показателе плотности, визуально лист мелованной бумаги будет казаться тоньше, чем, скажем, пухлой.
Так что если вам нужно сэкономить не только на печати, но скажем и на стоимости почтовых отправлений, то бумага без покрытия сослужит хорошую службу: при меньшем весе она будет плотнее. При этом изделия из пухлой бумаги будут выглядеть необычно и стильно, выделят вашу продукцию.
Итог
Итак, выбирать более дорогую бумагу далеко не всегда целесообразно. Все зависит от самого полиграфического изделия, количества текста и иллюстраций, времени и места использования. В любом случае, перед печатью стоит изучить образцы бумаги и продукции, которая на ней отпечатана. Поскольку один и тот же тип, изготовленный разными производителями, может отличаться по внешнему виду и толщине.