Точная цель – точный цвет

Точная цель – точный цвет

27.03.2018

Размещая заказ в типографии, каждый из нас рисует в голове идеальную картинку того, как будет выглядеть готовый тираж. Однако иногда конечный результат может быть совершенно иным, чем ожидалось. Особенно это касается цветовых решений. Как же удостовериться, что выбранный вами цвет для логотипа или картинки будет точно таким, как вы себе представляли?

Субъективное восприятие

Чтобы предотвратить разочарование, стоит сначала разобраться, почему именно цвет в тираже может существенно отличаться от ваших пожеланий. В первую очередь, можно говорить о субъективных причинах. Ведь ни для кого не секрет, что каждый человек воспринимает тот или иной оттенок индивидуально. Да и ассоциации у всех разные. Для кого-то красный – это цвет помидора, для кого-то – клубники, для кого-то огня. Поэтому описывая заказ дизайнеру, стоит уточнить более конкретно. В идеале выбрать в специальном справочнике (так называемый веер Panton), где каждому цвету присвоена цветовая спецификация.

Технические причины

Вторая причина цветовых «неполадок» связана непосредственно с оборудованием, которое задействуется в процессе дизайна и печати. Прежде всего, стоит учесть, что цветовоспроизведение различных компьютерных мониторов существенно отличается. То, что вы видите дома, совершенно иначе выглядит у дизайнера. Также влияет и освещение в помещении – скажем, теплое или холодное, естественное или искусственное. Результат печати будет существенно ближе к тому, что вы видите у дизайнера в типографии, поскольку, как правило, здесь стоит более профессиональное оборудование и специальное освещение.

Также нужно понимать, что мониторы, а также принтеры, сканеры, фотокамеры используют при передаче цвета аддитивную (англ. add - добавлять) модель RGB (красный, зеленый, голубой).  Выбор этих цветов обусловлен физиологией восприятия человеческого глаза. Аддитивная модель так называется потому, что каждый оттенок формируется сочетанием основных цветов. Описание цвета основано на свойстве монитора излучать свет, а за основу берется черный цвет (отсутствие света).

В полиграфии основными считаются другие цвета. Печатные машины (как цифровые, так и офсетные) оперируют сочетанием CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный). Это субтрактивная модель, что означает, что при формировании оттенка учитывается количество света, отраженного от той или иной поверхности (скажем, бумаги или другого носителя). Здесь за основу берется белый цвет. RGB обладает большим цветовым охватом. При допечатной подготовке цветовая схема конвертируется из RGB в CMYK, что приводит к получению несколько иных оттенков.

Цвет в печати

Сам по себе способ получения изображения в полиграфии также приводит к цветовым неточностям. В офсетной печати любое задание раскладывается на четыре основных цвета (СМYК), для каждого создается своя печатная форма. Изображение с каждой формы переносится на один и тот же лист, в результате смешения на бумаге получается полноцветное изображение. Также в более совершенных машинах присутствует больше, чем четыре печатные секции, что позволяет задействовать дополнительные краски, расширяющие цветовой охват и повышающие точность цветопередачи, в том числе, можно использовать какой-то конкретный цвет Pantone (простыми словами, это система дополнительных цветов и оттенков, цифровая спецификация которых прописана в специальных международных справочниках).  

Корректный оттиск (полностью соответствующий изначальному файлу) зависит от качества красок, типа бумаги, настроек оборудования и ряда других производственных факторов.

Изначально предусмотреть абсолютно все переменные практически невозможно, поэтому создаются пробные оттиски (максимально приближенные к тем, которые будут получены в печатной машине), которые утверждаются с заказчиком и которые служат эталоном. Не игнорируйте подписание так называемого пруфа, иначе спорить на приеме заказа будет попросту не о чем.

Задача сотрудника типографии - следить за тем, чтобы тиражные оттиски не отличались от эталона. В процессе печати специальным оборудованием (автономным или интегрированным в печатную машину) сканируются определенные участки оттиска, цвета переводятся в цифровые данные, которые можно сличить с данными, полученными с эталона. Однако многие типографии игнорируют подобное оборудование и проводят сравнение исключительно на глаз. А как уже говорилось, восприятие каждого человека достаточно субъективно. Поэтому, если точный цвет для вас на самом деле важен, попросите провести для вас экскурсию и посмотрите, как именно осуществляется контроль качества печати.

Таким образом, точный цвет на тираже зависит как от заказчика, так и правильной работы типографии. В обоих случаях важно не доверять субъективным оценкам, а пользоваться различными инструментами для перевода цвета на язык цифровых спецификаций.